историософия

Игорь Васильев. Моноцентрический плюрализм. Пример рациональной эклектики в историческом познании

пн, 04/23/2018 - 20:14 -- Администратор

Под плюрализмом понимается разнообразие исследуемых исторической наукой объектов и явлений, разнообразье целей, которые могут стоять пред исследователем, и разнообразие путей их достижения. Также постижение любого объекта или явления истории при использовании любой методологии включает в себя как объективную, относительно достоверную, так и субъективную и или более или менее недостоверную составляющие. Причём соотношение этих составляющих может представляться разным, если рассматривать работу исследователя с разных точек зрения. Однако при полноценном историческом познании ото или иной процент достоверности всегда присутствует. Моноцентричность заключается в том, что исследователь или группа исследователей изучает ограниченное количества объектов и явлений, ставит при этом ограниченное количество целей (как правило, главных и второстепенных) и располагает для их достижения ограниченным количеством методик. При этом возможность достижения полноты решения исследовательских задач, особенно масштабных, эффективность методик достижения в той или иной степени ограниченны.

Игорь Васильев. Моноцентрический плюрализм в контексте практики

вт, 03/20/2018 - 03:16 -- Администратор

В рамках моноцентрического плюрализма для осуществления исследовательского проекта требуется масса знаний, как источниковедческих, так и теоретических. Тем более, что каждый проект в той или иной степени методологически неповторим. Точно также могут быть методологически различными разные стадии проекта. Между тем, у вузовских учёных очень велика преподавательская нагрузка, и вузовские учёные, и сотрудники научных учреждений заняты в различных грантовых проектах. Где уж тут непрерывно пополнять свои методологические знания!

Игорь Васильев. Разрывы культурной коммуникации, или почему теряются важные элементы культуры

ср, 02/28/2018 - 10:46 -- Администратор

Ряд учёных ставил этот вопрос в контексте резких изменений культуры этносов либо археологических культур, происходящих во времени и в пространстве. Некоторые социальные группы этносов исчезнуть и связанные с ними элементы культуры – вместе с ними. Функционально сходные элементы в таком случае могли заимствоваться либо создаваться заново. В целом сходная ситуация могла иметь место и при миграциях отдельных групп этносов, включавших носителей далеко не всех элементов культуры. Но почему теряются важные элементы культуры при преемственном развитии на прежней территории, без физического исчезновения значительных групп населения?

Игорь Васильев. Боспор, Византия, Россия: преемственность специфики общества

пн, 11/06/2017 - 15:58 -- Администратор

Существуют самые разные классификации стран, культур и народов. В основу этих классификаций кладутся самые разные факторы: культурно - языковые, религиозные, географические, организационно- правовые, временные. Нередко составители классификаций сочетают несколько факторов. И очень часто народы и государства, близкие друг другу в одних классификациях, очень далеки друг от друга в других.

Игорь Васильев. Против постмодернизма в науке

ср, 08/23/2017 - 20:01 -- Администратор

Моноцентрический плюрализм по своей сути противоположен постмодернизму в науке. Постмодернизм подразумевает бесконечное количество истин и возможных интерпретаций. Традиционалисты, например, Е.И. Суриков, автор жизнеописания Гомера в серии «ЖЗЛ», утверждают, что возможно установление одной единой истины. К которой иногда нужно идти нескольким поколениям исследователей. На деле достаточно объективных гипотез и трактовок вполне может оставаться несколько. И их количество может со временем уменьшаться (после опровержения достоверными фактами), либо, наоборот, расти. Новые факты не всегда могут чего-либо опровергнуть.

Игорь Васильев. Применение представлений о конусовидности исторического процесса в рамках моноцентрического плюрализма

ср, 08/02/2017 - 14:32 -- Администратор

Как совместить основные принципы моноцентрического плюрализма с гипотезой о конусовидной схеме развития исторического процесса? Очевидно, необходимо найти территориальные и временные рамки, в пределах которых данная гипотеза отражала бы исторические реалии. Возьмём для примера историю Московского и Петербургского периодов российской монархии в качестве единого, преемственного целого.

Игорь Васильев. Рамки для исторического конуса. Основы моноцентрического плюрализма

вт, 08/01/2017 - 02:48 -- Администратор

Под плюрализмом понимается разнообразие исследуемых исторической наукой объектов и явлений, разнообразье целей, которые могут стоять пред исследователем, и разнообразие путей их достижения. Также постижение любого объекта или явления истории при использовании любой методологии включает в себя как объективную, относительно достоверную, так и субъективную и или более или менее недостоверную составляющие. Причём соотношение этих составляющих может представляться разным, если рассматривать работу исследователя с разных точек зрения. Однако при полноценном историческом познании ото или иной процент достоверности всегда присутствует.

Игорь Васильев. Об ограниченности применения историософских теорий, или немного самокритики

вт, 06/27/2017 - 17:20 -- Администратор

Мои идеи о том, что применимость любого теоретического конструкта в исторической науке ограничено территорией, временным периодом, этнической атрибуцией объекта изучения необходимо распространять и на свои собственные построения. Такие, как графическое изображение исторического процесса в форме конуса. Можно ли так описывать историю человечества как таковую — неизвестно. Эта гипотеза в отношении истории всего человечества может быть подтверждена либо опровергнута не ранее грядущего XXII столетия. В настоящее время для достаточно определённых выводов по этому вопросу просто недостаточна длительность наблюдения за историческим процессом.

Игорь Васильев. Историософские и теоретические этюды

сб, 06/10/2017 - 19:47 -- Администратор

Васильев И.Ю. Историософские и теоретические этюды Сб. науч. ст. и эссе / И.Ю. Васильев. - Краснодар, [б/и]. 2017. – 139 с.

Здесь вы можете познакомиться с теоретическими статьями И.Ю. Васильева, автора книги «Дао истории». В них рассказывается о структуре и форме исторического процесса, определении верности / неверности теорий и фактов в исторической науке. Из статей можно узнать новые сведения о таких явлениях, как субэтнос, община без первобытности. А также прочесть о специфике идеальных типов и переходных состояний при познании исторического процесса.

Игорь Васильев. Изменчивость культуры у вершины исторического конуса

вт, 06/06/2017 - 15:37 -- Администратор

Я уже писал, что на завершающем этапе жизни культуры (под культурой понимается протяженная во времени этнокультурная и этнополитическая общность) происходит масса быстрых и по отдельности безрезультатных изменений. В которых, однако, выражается гибель культуры и которые эту гибель приближают. Всё это приводит к фрагментации общества. Достигнутое на средних ближе к верху этапах развития конуса более или менее полное единство сменяется нарастующей раздробленностью по социальному, этническому, территориальному, просто мелкогрупповому признакам. И просто к большему или меньшему выпаденью некоторых из системы социальных связей.

Страницы

Подписка на RSS - историософия