Русский путь

Игорь Васильев. Историософские и теоретические этюды

сб, 06/10/2017 - 19:47 -- Администратор

Васильев И.Ю. Историософские и теоретические этюды Сб. науч. ст. и эссе / И.Ю. Васильев. - Краснодар, [б/и]. 2017. – 139 с.

Здесь вы можете познакомиться с теоретическими статьями И.Ю. Васильева, автора книги «Дао истории». В них рассказывается о структуре и форме исторического процесса, определении верности / неверности теорий и фактов в исторической науке. Из статей можно узнать новые сведения о таких явлениях, как субэтнос, община без первобытности. А также прочесть о специфике идеальных типов и переходных состояний при познании исторического процесса.

Игорь Васильев. Изменчивость культуры у вершины исторического конуса

вт, 06/06/2017 - 15:37 -- Администратор

Я уже писал, что на завершающем этапе жизни культуры (под культурой понимается протяженная во времени этнокультурная и этнополитическая общность) происходит масса быстрых и по отдельности безрезультатных изменений. В которых, однако, выражается гибель культуры и которые эту гибель приближают. Всё это приводит к фрагментации общества. Достигнутое на средних ближе к верху этапах развития конуса более или менее полное единство сменяется нарастующей раздробленностью по социальному, этническому, территориальному, просто мелкогрупповому признакам. И просто к большему или меньшему выпаденью некоторых из системы социальных связей.

Игорь Васильев. Переходные состояния и идеальные типы в истории

пт, 05/19/2017 - 14:33 -- Администратор

Любой объект исследования формируется чаще всего весьма постепенно. Точкой его окончательного формирования нужно назвать тот момент, в который существование данного объекта признаёт большинство участников научных дискуссий. Например, превращение субэтноса или каких-либо первоначально не связанных друг с другом групп населения в отдельный этнос. Который, разумеется, появляется не сразу. Появлению объектов, соответствующих какому-либо идеальному типу, например, «этнос», «нация», «государство» чаще всего предшествуют «подготовительные» или «переходные» периоды, и соответствующие им промежуточные «агрегатные состояния» объектов. Когда имеет смысл говорить лишь о той или иной степени приближения к идеальному типу или удаления от него. Нередко переходные состояния гораздо более характерны, чем соответствия идеальным типам. Например, когда речь идёт о государственности кочевых народов. Здесь нередко феноменология гораздо уместнее типологии.

Игорь Васильев. История в форме конуса

пн, 02/20/2017 - 15:03 -- Администратор

Существуют различные модели графического изображения исторического процесса. Например, представление о круговом движении, «вечном возвращении» в одну точку. Т.е. течение истории не приносит никаких изменений, всё  повторяется раз за разом. Вплоть до реинкарнации людей, участвующих в событиях истории. Такая модель истории характерна для различных древних мифологических систем, представлена в философии даосов, в таких книгах Библии, как «Экклезиаст». К мифу о вечном возвращении активно обращались Фридрих Ницше и Мирча Элиаде. Позже появилось представление о непрерывном изменении человека в истории и неповторимости содержания исторического процесса, исторических событий. Как сказал Гераклит, нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Игорь Васильев. Общины без первобытности во всемирной истории

пн, 01/30/2017 - 13:26 -- Администратор

Можно с достаточным основанием предполагать, что на территории запада Северной Евразии, за исключением приполярных районов, и на непосредственно прилегающей к ней с юга территориях наиболее долго существовали и достигли наибольшего уровня развития общины без первобытности.   На западе Северной Евразии наиболее известной их формой были общины бес первобытности, организованные по территориальному принципу. Такие социальные структуры сочетали высокий уровень хозяйственного и другого развития общества со слабостью отделённых от общества государственных структур, низким уровнем бюрократизации. Власть наследственного вождя могла быть либо отсутствовать, но в любом случае существовала многоуровневая система коллективного руководства: от народного собрания до закрытых элитарных «советов господ». Нередко, хотя и не всегда, в них существовала развитая городская жизнь, сочетавшая высокий уровень жизни полноправных жителей с существенными достижениями в сфере ремесла, торговли, духовной культуры, военного дела. Общины без первобытности обычно имели компактную территорию и ограниченную численность населения.

Игорь Васильев. Бхагават-Гита и целеполагание в русской историософии

ср, 06/22/2016 - 22:14 -- Администратор

Затронутые в отрывке историософские проблемы актуальны для самых разных стран мира. Но для России – особенно! Великий русский поэт Николай Клюев не даром называл Россию «Белой Индией». И в этом ёмком определении есть глубокая правота. Особенно если касаться не абстрактных философских категорий, но отдельных особенностей социального устройства и ментальности русских. Которые исторически характеризовались разнообразием, изменчивостью и непостоянством. Разнообразие и изменчивость, индивидуальные и групповые различия действительно роднят Россию с Индией. Недавно незыблемое и могучее вдруг рассыпалось в пыль и возникало совершенно новое. Внешне совершенно иное, но которое оставалось родственным прежнему глубинной скрытой сущностью…

Игорь Васильев. Дао истории

чт, 04/21/2016 - 20:26 -- Администратор

Серьёзная проблема современной исторической науки – всё большее внутреннее дробление. Историческая политика всё более дистанцируется от фактов и дрейфует в сторону мифологии, то же самое происходит с различными теоретическими построениями.  Одновременно источниковедение, работа с фактами всё более эмансипируется от теории. И всё вместе всё более отрывается от действующей системы образования, всё хуже и всё более тенденциозно доводится до населения через СМИ. Внутреннее расслоение, атомизация, сверхспециализация характерны для всех сфер современного постмодернисткого общества. И процесс этот, особенно на фоне общего падения образовательного и интеллектуального уровня, весьма опасен. По этой, а также по многим другим причинам, интеллигенция как даже условно единое явление исчезла. Постепенно исчезают и распадаются уже и профессиональные сообщества гуманитариев. Не говоря уже о материальном и социально – ценностном вопросе. Это тема для отдельного разговора.

Игорь Васильев. Ф.А. Щербина как социальный философ: идеи и их развития

пт, 02/12/2016 - 17:42 -- Администратор

Философское исследование социальной жизни (социальная философия) предполагает теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Социальная философия выступает наиболее общей системой теоретического знания об обществе в целом (причем не о конкретном обществе, а об обществе как таковом, обществе в целом). В содержательном и методологическом планах любой социолог – признает он это или нет – осмысливает социальную реальность всегда на основе какой-то более общей идеи. В свою очередь, социология опирается на статистические данные. Ф.А. Щербина объединил в себе социального философа, статистика и социолога, причём социология у него опирается на данные статистики, а философия - на социологию. Подход кубанского учёного отчасти предвосхитил интегральную социологию его великого младшего современника – П.А. Сорокина.

Вячеслав Румянцев. Правда жизни и технология виртуальности

пн, 09/15/2014 - 13:23 -- Администратор

Четыре года назад, когда я впервые приехал в Абхазию на отдых, меня многое удивило в этой маленькой стране и в населяющих ее народах, но я был просто-таки поражен – удивлён до некого крайнего предела – после одного, казалось бы, незначительного разговора на местном базаре. Представьте себе: москвичи приезжают из своего мегаполиса, где еженедельно общаются на столичных рынках с хитрыми, порой просто-таки лукавыми продавцами – выходцами с Кавказа – и вот приезжают эти москвичи в один из кавказских городов и… готовы встретить там такое же лукавое отношение. Ведь ни для кого не секрет, что на московских рынках торговцы, например, из Азербайджана пересыпают прекрасно завернутые и уложенные в фирменных ящиках фрукты из Турции или Аргентины (ускоренно взращенные на селитре – нашей же воскресенской в Турции и чилийской в Аргентине) – специально пересыпают в кривые и неказистые коробки, чтобы затем выдать продукцию за как бы отечественную, так сказать натуральную. Примерно с таким ожиданием подвоха мы с женой впервые отправились посреди дня на местный рынок Пицунды, увидели у абхазской женщины шесть видов винограда и поинтересовались, какой же из них местный. Оказалось, что весь привозной, турецкий, а за местным женщина посоветовала нам приходить на рынок пораньше, желательно часам к семи. В итоге мы не стали покупать у неё турецкий виноград, она ничего не выиграла финансово от общения с нами, но истина для этой женщины оказалась важней сиюминутной выгоды. И это характерная черта для абхазов вообще.

Подписка на RSS - Русский путь