Игорь Васильев. Разрывы культурной коммуникации, или почему теряются важные элементы культуры

ср, 02/28/2018 - 10:46 -- Администратор

Игорь Васильев. Разрывы культурной коммуникации, или почему теряются важные элементы культуры

Ряд учёных ставил этот вопрос в контексте резких изменений культуры этносов либо археологических культур, происходящих во времени и в пространстве.

Некоторые социальные группы этносов исчезнуть и связанные с ними элементы культуры – вместе с ними. Функционально сходные элементы в таком случае могли заимствоваться либо создаваться заново.

В целом сходная ситуация могла иметь место и при миграциях отдельных групп этносов, включавших носителей далеко не всех элементов культуры.

Но почему теряются важные элементы культуры при преемственном развитии на прежней территории, без физического исчезновения значительных групп населения?

Всё дело в иерархии потребностей Маслоу, которая в целом остаётся неизменной, но элементы культуры в один прекрасный момент перестают способствовать удовлетворению того или иного вида потребностей. Это происходит по мере появления более эффективных, менее затратных или сложных способов удовлетворения потребностей. Например, компьютерные игры пришли на смену занятия искусством или любования его произведениями. Нужный психологический эффект достигается более простыми средствами. Это происходит, даже если возможность использования потерявшего актуальность элемента культуры долгое время не исчезает.

Или шаманство, которое достаточно эффективно для лечения ряда заболеваний, однако у него немало издержек и эффект в целом непредсказуемый по сравнению с европейской медициной.

В целом потеря тех или иных элементов культуры происходит в ходе переформатирования культуры с появлением новых трудностей и вызовов. Либо наоборот, с открытием новых возможностей.

Часто переформатируется, редактируется не только материальная и политическая культура, но и её нематериальная сфера.

В целом на смычку либо разрыв связи каких-либо элементов с иерархией потребностей могут влиять различные факторы, связанные с ответами на вызовы опосредованно. Она во многом имеет случайный характер.  например, о тех или иных художественных пристрастиях и антипатиях людей, которые, например, выдвинулись входе преодоления кризиса, вызванного природными катастрофами.

Также подобная смычка/размыкание быть следствием целенаправленных усилий влиятельных людей, преследующих какие-либо свои частные, например, коммерческие, цели (продвижение тех же компьютерных игр, заменяющие для людей многие культурные практики). Чем более развито общество, тем у таких людей больше возможностей регулировать процессы, происходящие в культуре. Одна усилия разных групп таких людей, накладываясь друг на друга, дают малопредсказуемые результаты.

Очень часто потеря, казалось бы, устаревших элементов культуры становится для неё фатальной. Поскольку теряется её многообразие, а вместе с ней и гибкость, возможность реагировать на новые вызовы.

***

Например, новоевропейская наука — весьма капризный элемент культуры, зависящий от самых разных уровней иерархии потребностей Маслоу. В большей степени она относится к верхним этажам иерархии, где находятся признание и самореализация и пр.. Но для этого наука должна быть свободна от груза низших, материальных этажей. Здесь свою роль могут сыграть как хорошее материальное обеспечения, так и низкие стандарты потребления, сравнительная дешевизна проведения исследовательской работы.

Увы, в большинстве стран ученые — не самые обеспеченные люди, причём — в обществе с высокими стандартами потребления. Также самые разные виды исследований становятся всё более затратными…

Что касается верхних этажей иерархии потребностей, то уровень надежд, возлагаемых на учёных, резко понизился. Наука показала неспособность решить ряд проблем, важных для «обывателя» (например, не даровала обычным людям душевный комфорт). Развитие науки создало новые проблемы и опасности (ядерное оружие, энергетика).

В ряде наук гораздо труднее даются новые достижения. Это как при разработке полезных ископаемых — богатые, лежащие близко к поверхности руды уже выработана, за сравнительно бедными рудами надо погружаться в глубокие шахты. Особенно это касается гуманитарных наук.

По всем вышеперечисленным причинам наука не расширяется, при том, что нормально функционировать она может только в условиях достаточно стабильного роста. Постоянный рост во многом необходим по причине сильной потребности наиболее активных и талантливых учёных в самоутверждении через получение новых результатов, создание собственных концепций, и в, конечно счёте, собственных школ. Именно в таких условиях есть стимул для того, чтобы людей с соответствующими способностями проявляли себя именно в науке. Только в таких условиях может сохраняться необходимое для существования науки разнообразие концепций и мнений.

Также не способствует дальнейшему развитию науки конформизм значительной части нынешних молодых людей из образованных семей, их нежелание «создавать себе проблемы». Опять же, многим людям проще ощущать себя теми, кем им хочется быть, играя в компьютерные игры, а не исследуя чего либо, создавая при этом себе массу неудобств и проблем. А без людей, намеренно себе проблемы создающих, наука также существовать не может.

При этом в условиях изменения условий существования человека ослабление и деградация науки может стать очень опасным. Возьмём простой наглядный пример — быстро формирующуюся приспособленность бактерий и вирусов к современным лекарствам, которые действуют на них всё хуже и хуже. Причём создание всё более сильнодействующих лекарств — тупиковый путь, поскольку такие лекарства могут серьёзно повредить организму. Нужны революционные методы лечения. Но достаточно ли среди молодых учёных нонконформистов, могущих взяться за такие исследования? В которых, например, фармацевтические компании совсем не заинтересованны. Найдут ли они средства для своих исследований?