история

Руслан Ганиев, Андрей Карпенко. ЗАЩИТА НАСЛЕДИЯ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ. И СОВРЕМЕННОЕ СТУДЕНЧЕСТВО РОССИИ

сб, 02/24/2024 - 15:11 -- Администратор

Академик РАН Юрий Александрович Поляков (1921-2012), вспоминая о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., писал, что «в конце 1941 г. мы сумели зацепиться за последнюю ступеньку последнего вагона» (Поляков 2007: 30). «Иные войны, – писал он, – кончаются разом, когда дружно смолкают пушки, поражая людей оглушительной тишиной, когда в стране победительнице вспыхивает зарево праздничных салютов и ликующие толпы на площадях подкидывают в воздух солдат и офицеров, а в побеждённой стране воцаряется тревожное и глубокое молчание. Так было 9 мая 1945 г.» (Поляков 2007: 57). Ю.А. Поляков также вспоминал, как с 1943 года участвовал в работе комиссии по истории Гражданской и Великой Отечественной войн. По его словам, их сотрудники «стенографировали рассказы солдат и командиров о боевых эпизодах. Сделанные по горячим следам записи (они хранятся в ИРИ РАН) имеют бесценное значение. Правдивые, бесхитростные, они дают представление об обстановке тех лет, о психологии участников великой эпопеи. Некоторые из оставшихся в живых героев рассказывали о тех же эпизодах в 80-х и 90-х гг. Сравнение записей позволяет сделать интереснейшие выводы о трансформации человеческого сознания, о своеобразии нашей памяти» (Поляков 1996: 144. См. также: Никитин 2006: 21).

Сергей Беззаконов, Максим Жих. Поход русов на Константинополь в 860 г.: проблемы исторической географии и логистики

чт, 11/16/2023 - 15:49 -- Администратор

В статье рассматриваются проблемы исторической географии и логистики похода русов на Константинополь в 860 г. Поскольку никаких следов исторической памяти об этом походе и последовавшем за ним крещении в древнерусских источниках не обнаруживается, а археологически нигде на восточнославянской территории не выявляется признаков политии, которую можно было бы связать с этими событиями, мы считаем наиболее убедительной версию тех историков, которые полагали, что за этими событиями стоит не Киевская (в широком смысле), а предшествующая ей «другая» Русь: Русь аланская, донская и причерноморская, археологическим соответствием которой является салтово-маяцкая культура. Из всех культур Восточной Европы середины IX в. только она располагала всеми необходимыми материальными, демографическими, военными и организационными ресурсами для организации такого масштабного военного предприятия. Поскольку византийские источники говорят о том, что русами в этом походе использовались большие суда морского класса, то исходную базу, с которой был осуществлён поход, следует помещать в Крыму, где работали мастера, способные изготовить такие суда. В Крыму в это время были распространены памятники салтово-маяцкой культуры, свидетельствующие о вхождении его части в состав Русского каганата. Впоследствии Константин Багрянородный писал о существовании здесь особого Аланского княжества, а русско-византийский договор 944 г. говорит о наличии здесь владений Руси, видимо, «по наследству» от Русского каганата перешедших под вассалитет к киевским русам и их правителю.

Сергей Беззаконов, Максим Жих. ХАКАН НАРОДА РОС

пт, 11/03/2023 - 15:20 -- Администратор

В статье рассматривается проблема локализации и этнокультурной атрибуции известного по источникам IX в. Русского каганата. Критически рассмотрев основные существующие в науке гипотезы, авторы на основе анализа широкого круга письменных и археологических источников приводят новые аргументы в пользу теории локализации Русского каганата в верховьях Северского Донца и Дона и его тождественности салтово-маяцкой археологической культуре.

Игорь Васильев. Коллективы выживания в истории

пт, 10/27/2023 - 15:42 -- Администратор

Васильев И.Ю. Коллективы выживания в истории. Краснодар: Б/и, 2023. 39 с.

Основная цель коллектива выживания - культурное и физическое самосохранение и воспроизводство. Коллектив выживания - частный случай контактной группы. Его члены лично взаимодействуют друг с другом. Такова характеристика коллектива выживания как идеального типа. На деле реальные коллективы выживания чаще всего активно сотрудничают друг с другом в рамках сетей коллективов, они выполняют только часть функций, необходимых для поддержки членов коллектива. Ниже мы рассматриваем историческую специфику бытования коллективов выживания на конкретном примере.

Константин Рахно. Само – путь славянского короля

пн, 02/07/2022 - 22:55 -- Администратор

Рецензия посвящена книге петербургского историка М.И. Жиха о славянском короле Само и его «державе», известной из хроники Фредегара и нескольких других источников.

Константин Анисимов. Новая книга о князе Само и проблемы ранней славянской истории

пт, 12/18/2020 - 17:40 -- Администратор

В рецензии рассматривается книга петербургского историка М.И. Жиха, посвящённая славянскому правителю Само и его «державе» – одному из первых известных по источникам славянских предгосударственных объединений.

Игорь Васильев. Советская и постсоветская Кубань. Социальная история и повседневность села

пн, 07/27/2020 - 16:03 -- Администратор

И.Ю. Васильев. Советская и постсоветская Кубань. Социальная история и повседневность села. М.: Традиция, 2019. 296 с.

В книге сквозь призму повседневности показаны основные тенденции социальной истории Кубани в советский и постсоветский период. Это, прежде всего, уничтожение традиционной самоорганизации кубанских станичников, их коллективов выживания. Одновременно происходило огосударствление хозяйства и быта, создание крупного индустриального производства, которое достигло значительных успехов к концу третьей четверти XX века. Но, лишенный опоры на самоорганизацию, новый индустриальный уклад к концу XX века оказался в состоянии системного кризиса. В работе нашли отражения события Гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны и пр.

Игорь Васильев. Общины без первобытности: краткая характеристика

пн, 01/13/2020 - 16:18 -- Администратор

Дефиниция «община без первобытности» используется уже многие десятилетия и применялась к разноэтниченым сообществам (раннесредневековые германцы, древнерусская народность, этносы Северного Кавказа). В её развитие внесли свой вклад такие известные учёные, как А.И. Неусыхин, И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко и другие.

Игорь Васильев. Само: иноземец и воплощение славянского уклада

пт, 08/09/2019 - 23:42 -- Администратор

Книга М.И. Жиха «Славянский правитель Само и его “держава” (623-658). Источники, локализация, социально-политическая организация, историческое значение» (СПб., 2019) – одна из самых интересных новинок исторической литературы 2019 года. В работе дан ёмкий анализ историографии и источников, проливающих свет на личность Само, особенности его политики и социума, который он возглавлял. Очень важно, что М.И. Жих представил в работе собственные переводы латиноязычных источников. Ведь концепций в славистике велико множество, а источников для их подтверждения либо опровержения часто не хватает.

Максим Жих. Славянский правитель Само и его «держава» (623-658)

пт, 08/09/2019 - 23:09 -- Администратор

Удивительная история Само – купца, ставшего бесстрашным воином и непобедимым полководцем, сокрушившим войска Аварского каганата и Франкского королевства, перед которыми трепетали многие народы; иноземца, ставшего славянским князем и всю жизнь верой и правдой достойно служившего своему новому народу и своей новой родине, мало кого оставляет равнодушным.
 
В этой работе историка Максима Ивановича Жиха рассматриваются ключевые вопросы изучения одного из первых известных по источникам славянских предгосударственных политических объединений – «державы» Само (623 – 658): источники, повествующие о Само и его «государстве»; проблема происхождения Само, обстоятельства его вокняжения у славян, социально-политическая организация его «державы» и вопрос о локализации её ядра; историческое значение «государства» Само и одержанных им побед над аварами и франками. В Приложении впервые на русском языке публикуются переводы фрагментов из «Деяний Дагоберта I» и «Обращения баварцев и карантанцев», повествующие о Само и его «державе».

Подписка на RSS - история