Игорь Васильев. Апокалипсис или об иррациональном в истории

ср, 05/25/2016 - 16:03 -- Администратор

Игорь Васильев. Апокалипсис или об иррациональном в истории

Почему гибли и гибнут народы и цивилизации? Люди наблюдали такие ситуации из тысячелетия в тысячелетие. И накопили массу объяснений: рациональных, мистических, моралистических и пр.

Причины исчезновения государств и народов были кратко описаны С. Резниченко:

1. Разные группы народа или жители страны решили, что они слишком разные. И расстались друг с другом. Причём одни группы могли быстро погибнуть, а другие - стать чем-то грандиозным.

2. В некоем государстве и ли этносе очень долго боролись за порядок и единообразие. И добились успеха в этом. Не осталось никаких альтернативных стилей поведения, никаких бунтовщиков. А тут появился новый вызов существованию народа. На который надо было отвечать по -новому.

3. Вызов, природный или человеческий, оказался просто слишком сильным и опасным.

4. Предыдущие три пункта могут причудливо сочетаться»[1].

Вот когда все три пункта причудливо сочетаются, и одновременно имеют место природный и человеческий вызовы – такую ситуацию можно назвать апокалипсисом (с маленькой буквы) для отдельно взятой культуры.

Например, давным-давно пишут о различных социальных причинах падения Римской империи: И хозяйственных, и военно-политических, и этнополитических, и мировоззренческих. А вот о природно-климатических начали писать сравнительно недавно…

«24 марта 536 года над континентальной Европой появилось большое облако пыли, которое на долгие 18 месяцев закрыло солнечный свет. Согласно летописям древних историков, в частности Прокопия Кесарийского, солнце в то время светило не ярче луны, а летние морозы и снег погубили весь урожай. Три года спустя аналогичная завеса пыли вновь закрыла солнце на несколько месяцев.

Естественные катастрофы привели к массовому голоду и были причиной Чумы Юстиниана, которая уничтожила треть европейцев и, вероятно, нанесла роковой удар по Римской империи. Ученые полагают, что причиной катаклизмов и падения великого государства стали несколько вершин Северной Америки и вулканы тропических широт (предположительно Тавурвур или Кракатау), выбросившие в атмосферу тонны пепла и вулканических материалов.

Новые исследования ледяных кернов и исторических записей, проведенные Британской антарктической службой, Ноттингемским университетом и еще 17 международными институтами показали, что в 535 году на нашей планете произошло апокалиптическое извержение. Еще одно случилось в 539 году. Вулканическая активность была катастрофичной для средиземноморских общин. Киссиодорус, префект Италии, написал, что страна перенесла «зиму без бурь, весну без кротости, лето без тепла»[2].

Так же климатологи утверждают, что падение Римской империи совпало с наступлением очередного малого ледникового периода в Европе, который начался ещё раньше VI в.

Точно так же обстоит дело с причинами падения цивилизации классических майя. Долго перебирали природные, природно-хозяйственные, военно-политические, внутрисоциальные факторы. Оказалось, что в той или иной степени сработали все факторы, что и привело к падению правящих родов. И, по местным традициям, после этого надо было искать новое место поселения.

Т.е. имел место ещё один малый апокалипсис.

Рациональные объяснения подобных ситуаций весьма неполны и однобоки. Та же теория воздействия солнечной активности Чижевского. Кроме солнца есть ещё очень много факторов… Хотя полностью закрывать глаза на изменение солнечной активности так же нельзя. Она – один из факторов!

В реальное объяснение упёрся Л.Н. Гумилёв со своей теорией пассионарности. Пассионарность с научной точки зрения не очень-то объяснима и упирается в то самое… В иррациональность. Но иррациональность периодически повторяющуюся.

Что заставляет периодически совпадать не связанные друг с другом природные и социальные факторы? Причём являющиеся следствием долговременных процессов, опять же, протекающих независимо друг от друга. По-настоящему это не объясняется рационально.

Ведь рациональное объяснение предполагает обеднение и схематизацию описания. И подходит для работы с ограниченным количеством факторов. И чем их больше и они разнообразнее, тем труднее рационализация. И максимально многофакторный и междисциплинарный анализ неизбежно упирается в неизвестность и/или иррациональность. При условии, что задействуются данные самых разных наук (гуманитарных и негуманитарных) и анализируются максимально длинные цепочки причинно – следственных связей.

И апокалиптическая социально – природная гибель культур и цивилизаций – одно из «окон» в мир иррационального, в которое может заглянуть историк. Наряду с пресловутой «ролью личности / личностей» и максимально многофакторным анализом абсолютно любого явления в истории. Который, при долгом и последовательном проведении, неизбежно упирается в непозноваемое.

Средневековые хронисты объясняли события и явления, например, волей Божьей, новоевропейские учёные – различными рационально объяснимыми причинами. И те, и другие по-своему правы. Различается только манера смотреть, цели и подход. Средневековый взгляд – максимально обобщённый, как будто с большой высоты, учитывающий всё, что есть во Вселенной, включая и недоступное человеку. По классификации Л.Н. Гумилёва, ещё с большей высоты, чем высота птичьего полёта…

Новоевропейский взгляд подразумевает приближение, разглядывание через микроскоп, расчленение, выделение частного, на данный момент значимого или второстепенного.

Во многом развитие новоевропейской исторической науки – не сколько линейный прогресс, столько перенос внимания с одних частных моментов на другие. Хотя, несомненно, в процессе этого происходило накопление фактов и знаний. Т.е., в большей степени историческая наука раздвину свои рамки вширь, чем продвинулась вперёд и вверх.

 

[1] Резниченко С. Причины исчезновения государств и народов // www.semrez.ru (дата обращения – 17. 04. 2016).

[2] В падении Римской империи виноваты вулканы // http://vulkania.ru (дата обращения – 17. 04. 2016).