интервью

Игорь Фроянов. Хвастаться, в общем-то, нечем…

пт, 01/16/2015 - 14:01 -- Администратор

Современная историческая наука ныне находится в состоянии некоторой растерянности и замешательства. Произошло крушение советской исторической науки, которая опиралась на марксистские фундаментальные основы теории исторического процесса. Сейчас идёт поиск новых фундаментальных основ познания истории. Утверждать, что этот поиск завершился, мы не можем. Поэтому, я бы сказал так, что современная историческая наука переживает время поиска, и в лучшем случае, она вошла в начальный период своего становления. Многое в ней напоминает то, что было на протяжении 1920-х – начала 1930-х годов прошлого века, когда происходило формирование советской исторической науки. Отличительной особенностью указанного времени и дня нынешнего является интенсивная публикация источников, не попавших дотоле в поле зрения специалистов. В этом расширении круга источников, вводимых в научный оборот, нельзя не видеть положительной работы, проделанной современными историками. Есть, конечно, и негативные моменты. К ним относятся попытки огульного отрицания достижений советской исторической науки, стремление подвергнуть ревизии труды советских историков, больше того – окарикатурить и оболгать историю русского народа, особенно советскую эпоху.

Сергей Кляшторный. О славянах Среднего Поволжья и о коллегах-славистах

пн, 01/05/2015 - 00:54 -- Администратор

В начале 2000-х годов, в связи с работой над первым томом «Истории татар», я арабскими источниками о славянах в Поволжье активно занимался, ряд работ опубликовал на эту тему. А ведь впервые занялся я этим вопросом ещё в начале 60-х годов, тогда я предположил, что в Поволжье проживал значительный славянский массив, ещё задолго до того, как об этом археологи заговорили. В 1962 году в Москве на конференции, посвящённой арабским источникам о народах Европы, я сделал доклад о славянах Поволжья по данным Абу Мухаммада Ахмада ибн А‘сама ал-Куфи. Потом, правда, я долго к этой теме не возвращался, так как не было новых данных, не было археологических подтверждений моей гипотезе. И вот, когда они появились, благодаря работам Старостина, Матвеевой и Седова, я к этому сюжету вернулся.

Игорь Васильев. Славяне, казачество и горцы на Северном Кавказе

пн, 01/05/2015 - 00:05 -- Администратор

Терпимость и добрососедство в традиционной культуре коренным образом отличаются от современной толерантности. В традиционной культуре доброжелательное отношение к чужим было развито очень сильно, взять хотя бы представления о гостеприимстве. Но оно ни в коем случае не отменяет этнических и других границ. Чужаки могут породниться и даже слиться в единое целое. Но тогда они уже станут своими. Толерантность же в западном её понимании направлена на полное размывание границ между своими и чужими, превращение людей в некую аморфную массу, лишенную чёткой идентичности. С другой стороны, группы населения, отделяющиеся и противопоставляющие себя основной массе этноса, ищут в представителях иных этносов себе союзников.

Подписка на RSS - интервью