Игорь Васильев. Кубанцы: образец регионального менталитета
Менталитет жителей Кубани – Краснодарского края, является предметом частых разговоров и мифологических спекуляций разной направленности. Удивительно, но лишь недавно стали появляться достаточно взвешенные публикации. Вот как пишет о кубанском менталитете Семён Резниченко: «Кубанскость – это промежуточность и незаконченность. Стабильная промежуточность и незаконченность. Этим кубанцы близки к украинцам. Которые так же находились в таком состоянии веками. Однако украинцы предпочли самостийность, а кубанцы – слияние с русскими. Однако слияние не полное, на уровне субэтноса с заметной спецификой. Во многом заключающейся в не полностью исчезнувших фрагментах украинскости. Был проект и отдельного кубанского народа, сочетавшего русскость и украинскость. Но и в этот проект почти никто по-настоящему не вложился. То же характерное стремление к свободе и самодостаточности, но обязательно под «зонтиком» империи. При схожем отношении к местной и региональной власти. Обязательное присутствие в своём мире необходимого вышестоящего чужого.
Для кубанского менталитета характерны индивидуализм, инструментализм, консерватизм и ограниченность.
Индивидуализм – последовательно эгоцентричная модель мира. Кубанец последовательно осмысляет себя как центр мира. Для людей это вообще характерно изначально. Но на кубанца относительно мало действуют факторы, блокирующие этот принцип.
Инструментализм – рассматривание всего и вся как инструментов для обеспечения собственных интересов и собственного мира. Опять-таки, крайне характерно для всех людей. Однако у людей так же нередко возникало желание пожертвовать многим ради чего-либо, во что бы то ни стало что-то уничтожить, от чего-то избавиться и отгородиться.
А вот такой радикализм кубанцам никогда не был свойственным. Характерное отношение к власти, духовным ценностям: лояльность при в целом отсутствии желания полностью вложиться в эти ценности, отстаивать их не смотря ни на что. В хозяйстве пригодится… Таково отношение кубанца к разным петербургско - московским властям и многому другому. Так же это то, что защищает его индивидуальность, в том числе – от другого кубанца.
Консерватизм – кубанец довольно легко принимает инструментальные изменения, которые можно как-то использовать. Но болезненно реагирует на то, что может изменить его жизнь и его самого. Этим и вызвано неприятие советской власти эпохи её становления и неприятие её падения. Это опять-таки характерно для людей как таковых. Но для людей так же нередко бывает характерно тяга к уничтожению старого мира, прежнего себя. Кубанцам это не особенно свойственно. Пишущая публика любит порассуждать о «идеоцентричности» менталитета русских или украинцев. Вот к кубанцам это никак не относится.
Ограниченность – есть небольшой компактный мир, в котором кубанец желает быть свободным и независимым. Это даже не Кубань в целом, а его дом, близкие люди, селение. До всего остального ему особо нет дела. Но чужого кубанец опасается и предпочитает быть отделённым от него обширной нейтральной зоной. Роль этой зоны играют или играли государство, казачье войско, религия и идеологии. Нейтральная зона – не своё, но нужное».
В целом характеристика достаточно меткая и ёмкая. В целом кубанский менталитет в «современной версии» сложился уже во второй половине XX в. Когда старожильческое, часто казачье, население и многочисленные послереволюционные приезжие заметно перемешались.
Старые, традиционные социальные институты (войско, станица, казачий полк, городские сообщества, связанные с предпринимательством) были разрушены. Их бывшие участники и их потомки оказались лишенными привычной социальной среды. Точно так же, как и разновременные приезжие. Но им как-то надо было выживать, тем более, что на Кубань часто продолжали ехать люди, не во всём разделявшие принципы советской власти. Скорее не в политическом, а в экономическом аспекте. Точно так же, как и многие местные. Сказывалось и влияние курортов, «вольного» Кавказа и Закавказья (без общественно-политических свобод последних). Потому и процветали различные несоциалистические виды заработков, в которых было активно задействовано в том числе и начальство…
Поэтому на Кубани большую значимость приобрели небольшие, до 10 человек, родственные и дружеские коллективы, которые по-настоящему важны для кубанцев. Их основная направленность – решение материальных вопросов и совместный досуг. Политизация их была целенаправленно сведена почти к нулю в эпоху застоя на основе «общественного договора» с властью: «Вы тут себе делайте, что хотите. Но туда не суйтесь!».
С дореволюционных, ещё казачьих времён сохранились индивидуализм, консерватизм, уважение к государству с сочетанием со стремлением к автономии. Это произошло потому, что современные кубанцы остались ярко выраженными индивидуалистами, стремящимися к реализации личных интересов. При этом не склонными к риску и не любящими непредсказуемость. Эдакими хоббитами…
При этом социальные связи кубанцев по сравнению со «старым порядком» радикально укоротились. Региональная, городская, станичная идентичности хоть и сохранились, но перестали опираться на реально функционирующие социальные институты.
Не удивительно, что на Кубани достаточно слабы всякого рода неформальные субкультуры и формы социальной активности. При развитом «официальном» предпринимательстве, и «серых» видах занятости. Недаром Кубань – на редкость зажиточный регион.
Иногда начинают говорить о фантоме «кубанского сепаратизма и национализма». Это именно что фантом. Осторожные, консервативные, иногда боящиеся собственной тени кубанцы совершено не склонны к резким движениям. Особенно по идеалистическим мотивам. Всё, что может поставить под угрозу хотя бы весьма относительный уровень благосостояния, будет отметено на корню.
Будут терпеть кубанцы и этот режим, и более худший. Какую-то «кубанскую государственность» будут строить лишь в случае, если российской фактически не будет. Опять же, чтобы были хоть какие-то органы, защищающие их жизнь и благополучие. Примерно так дело обстояло и во время революции и Гражданской войны. Были казаки лояльны и царской власти, и Временному правительству, желали только экономических льгот и автономии. И с большевиками поначалу не хотели враждовать. Спохватились, только когда столкнулись с террором по отношению к себе.
Нередко можно читать высказывания украинских национал-активистов вроде: «Кубань – это Украина». Но некоторые особенности говора и обилие украинских фамилий не должны вводить никого в заблуждение.
Достоинства и недостатки кубанцев и украинцев – абсолютно разные. Кубанцы расчётливы, рациональны и консервативны, скрытны и способны к самоограничению, они индивидуалистичны и совершенно не склонны к коллективным действиям. Украинцы во много раз больше склонны поддаваться эмоциям, стремиться к новшествам, более склонны ко всякого рода коллективным действиям и объединению по разным признакам, гораздо более раскованны.
У москвичей и петербуржцев, а тем более у сибиряков и уральцев гораздо больше общего с украинцами, чем у кубанцев. Так что Кубань – это Антиукраина.
В целом кубанцы – консервативные индивидуалисты с плотными социальными связями в узком кругу. И менталитет, и социальные связи ориентированы на социально-экономические цели. Их общественно – политическая составляющая минимальна.