Максим Жих. В продолжение темы "бегства из русских". Прикладное меряноведение
Моя статья «Бегство из русских как социокультурный феномен» произвела в своё время значительный резонанс, в частности, вызвала изрядный переполох в среде самозванных псевдо-"мерян", которые даже написали мне свой "мерянский" ответ.
До сих пор приходят отзывы на ту статью, один из них, от жителя города Иваново, я получил на днях на е-мейл, указанный на моей странице на Хроносе. Это письмо показалось мне интересным, поэтому я решил выложить его (исключив, естественно, все данные автора и личные пассажи) со своими ответами. Текст письма идёт обычным шрифтом, мои ответы - жирным.
***
Здравствуйте, Максим Иванович. Пишет Вам [...], живущий в г. Иваново, Ивановской области. Мне 41 год, возраст уже далеко не студенческий. Образование у меня высшее медицинское, но, проработав врачом 6 лет, стал работать и поныне работаю программистом. Причина смена профессии для нашей страны типовая – надо было улучшать свое материальное положение. Написать Вам письмо заставила ваша статья «Бегство из русских как социокультурный феномен».
Дело в том, что я совершенно осознанно стал интересоваться своими финно-угорскими корнями. Изучаю материалы наших, местных историков, в том числе на сайте merjamaa.ru Причем исследованиям местных историков и краеведов я доверяю больше, чем столичным. И вот с недавних пор я совершено осознанно считаю себя в большей степени мерей, нежели славянином. Все это, скажу сразу, происходило без участия западных спецслужб, и пятой колонны либералов. Никто не оформлял мне гранты и не направлял на семинары за рубеж.
Ох уж, эта конспирология! Я никоим образом не утверждал, что каждый современный псевдо-«мерянин» является агентом западных спецслужб. Однако, задумайтесь: откуда вообще Вы узнали о «мерянстве»? Откуда всё это множество сайтов, раскручивающих эту тему и т.д.? Я, прошу заметить, не утверждаю, что за всем этим стоит чья-то «жёсткая умелая рука», как пелось в одной песне Трофима, ибо как историк могу говорить только о том, что мне позволяют источники. Если отрешиться от построения конспирологических версий и посмотреть на дело с сугубо историко-социологической точки зрения, то причины распространения «мерянства» лежат в ослаблении русской национальной идентичности, происходящей по ряду причин (и современная государственная политика РФ здесь причина далеко не последняя), которые я и рассматриваю в своей статье. В свою очередь, в соответствии с известными принципами диалектики, дальнейшее распространение «мерянства» само начинает ослаблять самосознание русского народа.
Я сейчас опишу Вам, Максим, свои причины:
1) Родители моей мамы переехали в Иваново в 30-х годах 20 века из Костромской области. Бабушка моя родилась в 50-ти километрах от Галича (Галич-Мерьский). Это была глухомань. Из этой глухомани, чтобы дойти до Галича, надо было идти пешком и выходить рано утром, чтобы к вечеру прийти в пункт назначения. Бабушка рассказывала, что часто были неурожаи. И мне очень трудно представить поэтому, как в те места пробирались славяне из Киевской Руси, из теплых мест с плодородной землей в край с суровой зимой, бедной почвой, лесами, болотами и комарами. Кстати говоря, у нас сейчас в поселок Комсомольск поселили партию беженцев из Украины. И они очень угнетены местными условиями. Колонизировать местные леса и болота они не хотят. То есть я не считаю, что в такие медвежьи углы сквозь леса, болота и тучи комаров толпами переселялись славяне. Нынешние славяне с Донбасса тем более не желают этого.
Очень поверхностные и прямолинейные заключения. Из региона с лучшими природными условиями (назовём его «регион А») в регион с худшими природными условиями (назовём его «регион Б») никто не поедет только «при прочих равных». Но эти «прочие» могут и совсем не равными оказаться. Например, на регион А обрушатся враги, там разразится междоусобица, наконец население может превысить тот «потолок», при котором оно может прокормиться при данном уровне развития производства. Короче, причин оттока населениях из региона А в регион Б может быть очень много. Кстати, само название города «Галич» уже указывает на то, что основан он славянскими переселенцами.
Конкретно по нашей теме. Почитайте в книге В.В. Седова «Древнерусская народность» (М., 1999) главу «Освоение славянами лесной полосы Восточно-Европейской равнины», а в особенности – параграфы «Расселение среднеевропейского населения» и «Первые славяне в Ростово-Суздальской земле». Там описано, как в середине I тыс. н.э. с территории современной Польши из-за резкого ухудшения климата и гуннского нашествия значительные массы славянского населения ушли на северо-восток, на север Восточно-Европейской равнины, где стали основой для формирования в будущем населения севера Руси, в т.ч. и Ростово-Суздальской земли. Также можете глянуть мою небольшую заметку «Культура браслетообразных сомкнутых височных колец», это как раз о первых славянах Ростово-Суздальской земли.
2) Теперь об образе жизни. Я еще до поисков своих корней точно знал про себя, что я не сторонник коллективных форм проживания и большой скученности людей. И на своем жизненном пути встречал людей, которые в студентах предпочитали снимать угол в частном секторе, чем жить в общежитии. Коммуналки я вообще считаю разновидностью концлагеря. И скученные поездки в автобусах и троллейбусах я вспоминаю с содроганием. Для меня вполне приемлемым считается хуторское поселение. Изучив жизнь финнов, обнаружил что и финны, и эстонцы имеют свое «личное пространство», и не любят, когда оно нарушается. До коммуналок финны не додумались. Поэтому по этому признаку – необходимости в наличии свободного личного пространства отношусь к финно-уграм.
Это, простите, вообще ни о чём. Во-первых, коммуналки – специфическое порождение первых послереволюционных лет в крупных городах. Напомню, как они возникли: советская власть конфисковала жилплощать у богачей и стала перенаселять в эти квартиры людей из городских бараков и трущоб, а также селить там тех, кто приезжал в города из деревни. Это потом при хрущеве-брежневе «комната в коммуналке» стала неким символом бедности неустроенности, а в момент их появления в 20-30-е гг. для огромной массы людей, переселяемых в благоустроенные комнаты из бараков, это было колоссальным улучшением жилищных условий.
Во-вторых, во времена, о которых мы говорим, никаких «коммуналок» не было в помине, а славяне селились тоже просторно, для славянских поселений характерна бессистемная застройка поселений, одно поселение было отделено от другого большим расстоянием, так что с личным пространством проблем не было.
3) Отношение к окружающей среде. Далее, я не люблю засерать окружающую меня среду – будь то природа на пикнике, или подъезд дома, в котором я живу. Лично у меня в квартире может быть бардак, но я не допускаю внешнего бардака, который может отражаться на окружающих. При этом меня особенно в детстве этому не учили, и «дворянских» корней у меня нет. Я слышал, что финны и эстонцы также не склонны к загаживаню мест своего проживания.
Это тоже ни о чём. С чего Вы взяли, что, например, славяне «склонны к загаживаню мест своего проживания»? Вы бывали в Польше, Чехии или хотя бы в Беларуси? Можете сказать, что в Ваших краях города намного чище?
4) Отношение к воровству. В целом, среди русских воровство считается вполне естественным занятием. И чем крупнее размер украденного, тем уважаемее становится вор. Финны же считают Россию страной воров, а часть финских политиков считает, что Россию нельзя считать государством, потому что в государстве есть четкая грань между законным и противозаконным, а в России такой грани нет. Лично меня удивляет то, что находятся добровольцы, готовые с оружием в руках защищать независимость Донбасса, и нет добровольцев, готовых с оружием в руках бороться против коррупционеров. Видимо, для «добровольцев русского мира» воровство – это вполне себе нормальное явление. С ним не надо бороться.
Финны (точнее их предки), кстати, по-любому были мерянам роднёй очень далёкой, поэтому не понятно, к чему вообще Вы их поминаете всё время. А ближайшая родня – это финно-угорские народы Поволжья, существующие и ныне. Как у них с отношением к воровству и коррупции?
И если в Ваших краях основная масса населения – потомки мерян и должны быть «как финны», то почему отношение к воровству и коррупции там не отличается от среднего по России?
5) Границы малой родины. После волнений в Бирюлево одна местная жительница писала, какое чувство униженности она испытала после слов приезжей азербайджанки: «у меня две столицы – одна в Баку, другая в Москве – а у тебя ни одной». Так вот, я хочу четко знать, где границы моей родины, где я хозяин, и где остальные должны вести себя, как гости. Идентифицируя себя как мерю, я четко знаю, что моя родина находится в границах Ивановской, Ярославской и Костромской областей. Кстати, даже до детального изучения финно-угорского вопроса я ощущал себя как дома именно на территории этих областей.
Ну, понятия «малой родины» никто не отрицает. Естественно, человеку привычнее всего там, где он родился и живёт. Я вот белорус, но родился в Петербурге и именно в этом городе чувствую себя лучше всего. Ощущая себя «мерей» Вы замыкаете себя в трёх областях, а ощущая себя русским, Вы можете чувствовать своей землёй все территории от Тихого океана до Калининграда и Севастополя. То, что русский народ, да и считайте, что почти все коренные народы России бесправны в собственной стране – это совсем другая проблема и «бегством в мерю» её, извините, не решить. «Надо менять систему» как говорили в известном анекдоте.
6) Уголовное преследование. Любые попытки как-то объединиться и бороться за свои национальные права грозят для русского уголовным преследованием по 282 статье. Не зря ее называют еще «русской». А вот требования уже от имени мерянского народа не смогут так легко подавляться уголовно. Тут уж, если приспичит, можно будет в ООН и Юнеско обратиться. Вот на вскидку только несколько причин, в силу которых я, взрослый человек, никогда не стоявший на бирже, и надеющийся только на себя, а не на воровское государство, желает «уйти из русских». Таким образом, Максим, причин для «бегства из русских» становится все больше. И я указал далеко не все.
Вот мы и возвращаемся к тому, что я сказал в самом начале своего ответа. Именно бесправие русского народа, именно политика властей и их спарринг-партнёров из либерального лагеря по его подавлению, ведут к размыванию его самосознания, в т.ч. и к «бегству в мерю». Но это не решение проблемы. О решении см. выше.