Игорь Васильев. Специфика украинской культуры
Украинская культура была заложена на основе шляхетской культуры поздней Речи Посполитой и ранней козацкой традиции. Причём вторая испытывала огромное воздействие первой.
И та, и другая традиции основывались на формальном отрицании неравенства, иерархии. Т.н. «панибратстве». Причём реальные различия и в статусе, и в возможностях были порой вопиющими.
Всё это сочеталось с крайне последовательным индивидуализмом, колеблющимся между анархизмом и авторитаризмом. И то и другое легко переходило в произвол.
Между двумя традициями существовали и различия. В козацкой традиции было больше открытости, публичности, выставления на показ. В шляхетской – больше частного, приватного, отграниченного. И тут украинская традиция больше следует родной, козацкой традиции.
Так же украинская культура постулирует единство проявлений самых разных сторон жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Они не только связаны, но и смешиваются, перетекают друг в друга.
Не даром у украинцев весьма разветвлённые и длинные линии горизонтальных социальных связей и способность к спонтанным действиям. Это показали и старинные козацкие восстания, и махновщина, и оба майдана.
Недостаток легитимности любой иерархии в глазах украинцев определяет хроническую слабость украинской государственности. И не только. Неиерархичность в сочетании с индивидуализмом препятствует стабильности и постоянству культуры и идентичности. Если речь не идёт о крестьянской культуре села, которая сравнительно неплохо сохранилась на западе Украины (но запад – не совсем украинская традиция, о нём надо вести речь особо). Имеется в виду уровень городской культуры и этнического самосознания. Они всегда были пёстрыми, нестабильными и разнообразными. Как во времени, так и в пространстве. Украинцы в конце XIX – начале XX веков одновременно пытались быть хохлами, малороссами, украинцами или русскими, стремится к народным корням или модернизму. И сейчас Украина позиционирует себя то как оплот традиционализма, то как наиевропейшая Европа…
Текучесть, отсутствие единства, чётких застывших форм, незавершенность.
Перейдём к конкретным примерам. Во всём мире известна уникальная украинская музыкально-песенная традиция. Её достижения основаны на многих составляющих. Затрону одно из них. Украинские песни о любви и личных переживаниях ценятся едва ли не больше остальных. Им присуща необычайно естественная и изящная способность выносить переживания человека из сферы интимного «на люди». Граница между личным и социальным легко проницаема.
Специалисты, изучавшие украинскую политическую культуру, так же утверждают, что украинцы весьма непосредственно и спонтанно выражают себя в общественной и политической жизни, не ограничиваясь рамками и канонами…
В украинской, как и в любой другой культуре, существуют сферы сакрального и профанного, обыденного. У украинцев нередко вместо резких границ имеет место перетекание одного в другое. И порой совмещение того и другого при недостатке иерархии. Например, в городе Винница на «патриотическом шоу» в одном из клубов стриптизёрши заворачивались в национальный флаг…
То же наблюдается и в интеллектуальной жизни, для которой характерна относительная нерасчленённость и неиерархичность. Как и везде в мире, на Украине есть исторические и этнографические мифографы и очень серьёзные учёные. Но граница между ними нередко не столь резка, существуют переходные типажи, которые в той или иной степени «и там, и там». Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии НАН издавал сборники тостов, на обложке одной из монографий красовалась несколько фривольная девушка… А в целом в эпоху «до майдана» не слишком старому российскому украинисту издаться при НАН или при Институте национальной памяти было куда проще, чем при соответствующих статусных российских структурах…
Иерархизм и демократизм имеют и свои недостатки, и свои достоинства. Каждый - разные…
Надо ли говорить, что здесь есть существенные отличия от русской культуры. Индивидуалистического начала, анархизма и авторитаризма, переходящих друг в друга, хватает и у русских. Однако в русской культуре активно манифестируется иерархия и разграничение наряду с сокрытием и умолчанием. Различные сферы жизни, творчества, интеллектуальной деятельности гораздо более разграничены, изолированы, оформлены. Люди гораздо меньше склонны передвигаться между сферами. И переходя, русский человек внешне полностью меняется в соответствии с иной сферой. Всё это способствует относительной крепости вертикальных социальных связей, государственных структур. Социальная система в целом более устойчива и стабильна. По той же причине слабее горизонтальные связи, самоорганизация.